Домашнее обучение: по необходимости, но по любви
Они настоящие супергерои. Справляться с болезнью, терпеть капельницы и уколы, а еще грызть гранит науки – такое не каждому под силу. Но дети, которые вынуждены противостоять болезни, борцы от природы. Им нередко приходится переходить на домашнее обучение, но это лишь закаляет характер и воспитывает самодисциплину. О том, как помочь ребенку и родителям комфортно и без потери качества перейти на дистанционное обучение, расскажет психолог Сания Биккина, а мамы подопечных благотворительного фонда «Жизнь как чудо» поделятся своими историями и рекомендациями.
В каждом возрасте – своя мотивация
Чтобы понять, как организовать учебный процесс для ребенка, важно разобраться, как устроена его мотивация к учебе. У детей разных возрастов она отличается.
Ответственный за организацию учебного процесса – взрослый
Детям разных возрастов необходима разная степень вовлеченности родителей, особенно на начальном этапе домашнего обучения. Как правило, ребенок до 7-8 класса не способен самостоятельно организовать режим и придерживаться его, ни на что не отвлекаясь. Ему нужен ответственный взрослый, который все организует и будет напоминать об обязанностях. Дома в этой роли обычно выступает родитель, которому необходимо потратить в среднем от 2 до 6 месяцев, чтобы выстроить режим и научить ребенка учиться дома. Если у мамы и папы нет возможности включиться в учебный процесс, можно попросить о профессиональной помощи учителя или наставника.
«В разном возрасте у каждого из нас разная произвольность, то есть способность удерживать внимание и делать то, что необходимо, а не то, что хочется. У ребенка в начальной школе произвольность совсем небольшая: его хватает на 5-10 минут, поэтому учителя младших классов часто переключают внимание детей, меняют форматы, делают гимнастику и т. д. Произвольность постепенно созревает к подростковому возрасту», – подчеркивает психолог Сания Биккина.
Как родителям подготовить ребенка к домашнему обучению? Рекомендации психолога:
1. Продумать распорядок дня
Постарайтесь составить план вместе с ребенком. Его день не должен быть перенасыщенным, в нем важно оставлять место «воздуху». То есть нужно прописать только самое ключевое, что точно должно произойти сегодня. А всякие дополнительные вещи – например, почитать книгу (то, что было бы хорошо для общего развития) – лучше не писать, а просто обговорить. Маленьким детям расписание можно нарисовать, детям постарше – сделать список или таблицу на стене.
2. Договориться о правилах
Бытовых правил должно быть немного – от 5 до 7, и важно, чтобы они были очень понятные и простые. Это могут быть договоренности о коммуникации, режиме дня и т. д. Правила – это командная вещь, поэтому обсуждаются они вместе, даже если ребенок маленький. Так у него будет больше интереса их соблюдать. Помните, что невозможно всегда безукоризненно следовать правилам и это нормально.
3. Обозначить цели
Важно проговорить цели: что мы хотим, чтобы случилось за определенное количество времени, чему нужно успеть научиться и что освоить. Это должно быть понятно ребенку, – не просто «стать умнее», а обозначить конкретные достижения – «выучить 50 словарных слов», «запомнить определенные формулы», «подготовить доклад».
4. Обсудить, как будете оценивать результат
Важно подумать, как часто и как именно вы будете оценивать прогресс в учебе. В любом формате обучения важно время от времени замерять результат и видеть, что у ребенка есть продвижение вперед. При этом не нужно его пугать, делать дополнительные тесты, но важно обсудить систему, чтобы помочь ребенку самому видеть прогресс.
5. Организовать рабочее место
Ребенку должно быть комфортно, поэтому лучше организовать его личное рабочее место. Там должен быть порядок (не обязательно идеальный): все нужные предметы для учебы, система хранения, правильное освещение, необходимая техника.
6. Добавить увлекательные занятия
Важно разнообразить обучение – предложить развивающие игры, научно-популярные передачи, образовательные книги и комиксы, а также посильные домашние поручения. Ребенку должно быть интересно, чтобы он мог чувствовать себя частью семьи, растить ответственность и тестировать свою взрослость.
7. Оставаться родителем
Важно не говорить с ребенком только об учебе. Для ребенка родитель – это в первую очередь близкий человек, он не должен становиться учителем, не нужно смешивать эти роли. Если задача педагога – обучать, то задача мамы и папы – обеспечивать чувство безопасности, давать поддержку, тепло и безусловную любовь. И в ситуации с домашним обучением важнее сохранить роль родителя, чем перейти в роль учителя.
На первом месте сам ребенок
У домашнего формата обучения есть и плюсы, и минусы, важно сконцентрироваться на позитивных моментах и не заставлять учиться, а обозначить, зачем это нужно. Стоит помнить, что дети в любой ситуации остаются детьми. Им важно сохранять свои кусочки детства. Не имеет значения, как они учатся – очно или дистанционно, плохо или чуть хуже. Детям важно по-прежнему делать то, что они любят: играть, рисовать, собирать конструктор, заниматься творчеством. Каким бы тяжелым ни было заболевание, не стоит говорить ребенку, что он повзрослел и теперь все изменится. Самое главное, что должно быть у ребенка – это его детство.
За подготовку статьи благодарим Санию Равилевну Биккину, психолога, лектора, спикера по темам адаптации, коммуникации, взросления, работы со стрессом и жизнестойкостью.