Калгари-кембриджская модель медицинской коммуникации
Как себя вести врачу, когда пациент замыкается и не рассказывает обо всех симптомах болезни или начинает вести себя импульсивно и угрожает жалобами руководству? В практике медицинских специалистов встречается много различных ситуаций, где нужно грамотно выстроить диалог с пациентом: иногда приходится убеждать, что необходимо соблюдать план лечения, или сообщать «плохие новости». Прием врача ограничен по времени – зачастую это тоже добавляет стресса для обеих сторон. Чтобы уметь сконцентрироваться, необходимо знать некоторые методы и техники общения. О них рассказывает Татьяна Колосова, сертифицированный тренер по медицинской коммуникации, директор благотворительной организации «Социальный гериатрический центр “Опека”», магистр психологии. В рамках программы «Школа по заболеваниям печени» она проводит для врачей курс из пяти онлайн-встреч по улучшению взаимодействия с пациентами. Работа ведется в малых группах: 5-7 человек. Участники разбирают конкретные ситуации из практики. Тренинг длится не меньше полутора часов.
Калгари-кембриджская модель медицинской коммуникации помогает структурировать общение врача с пациентом. Она включает в себя пять основных этапов: начало приема, сбор информации, осмотр, разъяснение и планирование, завершение приема. На первый взгляд все достаточно просто, но важно знать, что на каждом этапе необходимо подключать коммуникативные навыки: умение задавать вопросы и структурировать информацию, умение активно слушать и проявлять поддержку, объяснять и договариваться. От выстраивания партнерских отношений зависит не только удовлетворенность пациента приемом, но и эффективность лечения.
«Нам всегда сложно выбрать время на обучение, график работы настолько загруженный, что каждая минута на счету. Но этот курс стоил того, чтобы переключиться и взглянуть на свою работу с другого ракурса. Наши медицинские знания мы все время совершенствуем – читаем специальную литературу, участвуем в конференциях, повышаем квалификацию, а вот психологической проработки не хватает. Благодаря этому курсу мы смогли узнать о многих лайфхаках, которые теперь сможем применять в работе. Скажу больше, я уже начала использовать некоторые советы, и это облегчило мою работу и помогло найти подход к пациентам, с которыми не всегда удавалось найти общий язык», – отметила Кристина Никитина, педиатр Детской городской больницы Орска.