Помочь Помочь

Время жить для Артема

Алексей говорит, что они с сыном почти не вспоминают о том времени, когда Артем заболел: «Восемь лет прошло – было и было». Парень вырос, жизнь наполнилась разными событиями – учебой в колледже, отдыхом с друзьями, новыми знакомствами. И болезнь в этой жизни давно отошла на второй план. Она осталась в виде шрама у Артема на животе. И напоминает о себе лишь ежегодными поездками в Москву для обследования и ежемесячным контролем анализов. Она не главное. Больше – нет. И это победа для Артема и его семьи. Победа над диагнозом «новообразование в печени, рак 4 стадии», путь к которой начался, когда Артему было 10 лет.

Семья живет в городе Улан-Удэ, столице Республики Бурятия – родители Артема Алексей и Светлана отсюда родом. Отец работает помощником машиниста электровоза, мама – банковский служащий. Артем рос подвижным, спортивным и очень любознательным: увлекался каратэ, обожал играть в футбол с друзьями во дворе, ходил в развивающие кружки и секции. Алексей говорит, когда сына стали беспокоить боли в боку, они с женой сразу забили тревогу, ведь раньше Артем никогда всерьез не жаловался на здоровье.  

1 (1).png

«Мы сразу отправились с сыном на УЗИ, сдали кровь на анализ, –вспоминает Алексей. – Изначально врачи подозревали проблему с почками, но после повторного УЗИ стало ясно, что поражена печень – обнаружили опухоль». 

Артем сдал анализ на оценку уровня онкомаркера альфа-фетопротеина – его вырабатывают большинство опухолей печени. Затем ребенку сделали биопсию печени, чтобы определить, является опухоль доброкачественной или злокачественной. Материал отправили в Москву.

2 (1).png

Ответ из Москвы пришел быстро и, конечно, стал шоком: рак, 4 стадия. Единственное, что помогло тогда Алексею со Светланой справиться с отчаянием, это необходимость быстро принимать решения и начинать лечение. Артема положили в больницу и сразу назначили химиотерапию. Она была нужна, чтобы замедлить распространение раковых клеток и уменьшить опухоль. Алексей говорит, что после всех обследований оказалось, что печень его сына была поражена на 80%.

Химиотерапию Артем переносил непросто, но самым тяжелым для активного мальчишки, привыкшего к движению, прогулкам и играм, было вынужденное бездействие и ограничения. «Особенно сыну было нелегко, когда он лежал в больнице, а друзья гуляли как ни в чем не бывало. А еще он не понимал, почему выпадают волосы и почему многое из того, что раньше было доступно, теперь под запретом, – говорит Алексей. – Но мы старались хоть ненадолго нырять обратно в привычную жизнь. Если Артем чувствовал себя получше, надевали маску и отводили сына на его любимые кружки и занятия. Продолжали детство, насколько возможно».

3 (4).JPG Фото из личного архива семьи

После четырех курсов химиотерапии стало ясно, что лечение только сдерживает развитие опухоли, поражение было слишком сильным. Врачи объяснили Алексею и Светлане, что единственным шансом на выздоровление для мальчика будет пересадка печени. «Во время лечения сына специалисты нашей больницы были постоянно на связи с Москвой – все назначения принимались по согласованию с врачами столицы, – объясняет Алексей. – Когда стало понятно, что без радикальных мер не обойтись, врачи связались с Центром трансплантологии им. ак. В.И. Шумакова, и мы поехали в Москву на обследование».

В идеальном варианте трансплантация печени ребенку проводится от родственного донора. Светлана не подошла по медицинским показателям. «Супруга в детстве болела гепатитом А, поэтому донором мог стать я, – рассказывает Алексей. – Сомнений и размышлений не было ни на минуту».

4 (1).png

Алексей рассказывает, что его операция прошла непросто: «Оперировали меня 12 часов. После было нелегко, но в целом я быстро восстановился – 120 дней на больничном, недели две специальной терапии и диеты. Были ограничения в соленой, острой, жирной, жареной пище».

Артем перенес операцию хорошо, мужественно, как говорит отец. После трансплантации печени состояние мальчика сразу улучшилось – изменился цвет кожи, белки глаз посветлели. Это было похоже на настоящее чудо. «После операции врачи начали подбирать иммуносупрессивный препарат, который лучше всего воспринимался бы организмом Артема, не вызывая побочных реакций. И наконец Артем смог вернуться домой», – вспоминает Алексей.

5 (2).jpg Фото из личного архива семьи

Постепенно снова стала налаживаться привычная, спокойная жизнь. Мальчик вернулся к занятиям в школе – после трансплантации Артем перенес еще один курс химиотерапии и из-за ослабленного иммунитета два года обучался на дому. Вскоре врачи разрешили и подвижные игры. Это было невероятным счастьем. Долгожданным, выстраданным счастьем быть здоровым и жить в полную силу.

Первые два года после трансплантации каждые 2-3 месяца мама с сыном прилетали в Москву на контрольные обследования и корректировку терапии, чтобы избежать отторжения органа. Со временем эти приемы у врачей стали необходимы реже: сначала раз в полгода, сейчас – раз в год. Еще раз в месяц Артем сдает кровь, чтобы контролировать концентрацию действующего вещества, и делает УЗИ. «Результаты мы отправляем в Москву», – говорит Алексей.

После операции Артему нужно было соблюдать диету – исключить жареное, острое, кислое. Но и со временем питание не сильно изменилось. «Мы стараемся все тушить или запекать в духовке. Отдельно готовить для сына не хочется, поэтому теперь мы все ведем здоровый образ жизни. И это еще один плюс операции», – улыбается Алексей.

6.jpg Фото из личного архива семьи

Каждое утро и вечер Артем принимает лекарства – всего пять препаратов. Отец мальчика говорит, что в Улан-Удэ нет проблем со снабжением медикаментами: «Разве что в январе, когда идет перезаключение договоров, может быть пауза в поставках. Но мы стараемся иметь лекарство с запасом». Также Алексей активно общается в соцсетях в группе «Пересадка». «Многие в этом чате после пересадки почки, есть и с пересаженными сердцами, – говорит он. – Город у нас небольшой, и связь между участниками группы хорошо налажена. Если у кого-то возникают проблемы (например, закончилось лекарство, а новое пока не пришло), то в течение суток кто-то обязательно поделится, поможет».

В апреле Артему исполнится 18 лет. Он выходит во взрослую жизнь и готов к ней. Победив тяжелую болезнь, парень привык быть ответственным. Артему предстоит перейти во взрослую поликлинику и наблюдаться у новых врачей. Ему нужно будет самому следить за обеспечением лекарствами и регулярными контрольными обследованиями. Но родители уверены, что сын справится. «К тому же и мы всегда рядом, и те, кто нам всегда помогал, – говорит Алексей. – В фонде "Жизнь как чудо", подопечными которого мы являемся, есть программа помощи молодым людям после совершеннолетия. Мы спокойны за сына».

7.jpeg Алексей с сыном

Что касается выбора будущей профессии, Артем тоже уже определился – он видит себя IT-специалистом и сейчас активно изучает все необходимые дисциплины: штудирует языки программирования, поступил на образовательную онлайн-программу, углубленно изучает английский язык. Не исключено, что Артем поедет работать в Санкт-Петербург. И Алексей считает, что выбор всегда за сыном. «Мы рядом, но не мешаем ему. Он большой, серьезный парень. Вместе мы прошли огромный, сложный путь борьбы с тяжелой болезнью. И сегодня для Артема наступает самое интересное время – молодость. Время учиться, заводить новые знакомства, совершать открытия. Время жить».


Время жить для Артема

Поделиться