Владимир Жаворонков о салютогенном дизайне в медицине
Одно из направлений фонда «Жизнь как чудо» – создание детских игровых пространств в больницах. Команда фонда много общается с подопечными и знает, как трудно дается длительное пребывание в больничных стенах. Игровые комнаты, благоустроенные по принципам салютогенного (здоровьесберегающего) дизайна, помогают пациентам справиться с тревогой и стрессом во время лечения.
О том, как салютогенный дизайн может быть полезен в создании игровых комнат, в фонде узнали благодаря Владимиру Жаворонкову. Зачем пациентам огород возле больницы и синие стены в палатах и почему медицинская помощь должна быть не только эффективной, но и комфортной – рассказывает сам Владимир.
Владимир Жаворонков, глава администрации Кировского и Московского районов г. Казани
Что влияет на наше здоровье
За жизнь я прошел все ступени системы здравоохранения: был студентом, медбратом, волонтером в отделении неотложной хирургии, неотложным хирургом, врачом-эндоскопистом, заведующим отделением, заместителем главного врача и наконец заместителем министра здравоохранения республики Татарстан. В один момент ко мне пришло осознание, что система здравоохранения, де-юре отвечающая за здоровье населения, де-факто – только один из кирпичиков здравостроительства.
Я стал изучать, что еще может влиять на наше здоровье. Согласно данным Всемирной организации здравоохранения, система здравоохранения обеспечивает только 10% нашего здоровья. Остальное зависит от других факторов: 20%, например, от среды, в которой мы живем или перманентно находимся.
Мне стало интересно, что же такое может быть в этих 20%. Так я узнал про один из компонентов «правильной» среды: салютогенный дизайн как способ улучшить здоровье человека, и понял, что нам очень нужна синергия усилий тех, кто создает среду, и тех, кто строит систему здравоохранения.
Лет тридцать назад система здравоохранения основывалась на строгих и четких правилах: есть болезнь – надо лечить. Понятие пациентоцентричности оставалось на задворках. Никому не приходило в голову, что пациенту может быть хорошо, например, в палате с синими стенами. И сами пациенты не обращали внимания на вещи, на которые обращают сейчас: а чисто ли в больнице, есть ли навигация, а красиво ли спроектировано здание? Сегодня у людей появился запрос, чтобы медицинская помощь была не только эффективной, но и комфортной, и система стала перестраиваться.
Фото пресс-службы Городской клинической больницы №7 им. М.Н. Садыкова (г. Казань)
Поверьте, сейчас около 30-40% горячих дебатов во время проектирования больниц и поликлиник возникает по поводу принципов комфорта. Какого цвета сделать стены, чтобы это способствовало скорейшему выздоровлению? Как человеку будет удобно передвигаться по зданию? И так далее.
И тут возникает развилка. С одной стороны, мы можем просто выполнять «хотелки» пациента, покрасить стены в серо-буро-малиновый, его любимый цвет, и надеяться, что ему станет лучше, потому что к нему прислушались. С другой стороны, мы можем обратиться к салютогенезу (концепция, фокусирующаяся на факторах, которые поддерживают здоровье, а не на факторах, вызывающих заболевание. – Прим. ред). Я, к примеру, точно знаю, что из больниц с синими стенами пациенты выписываются в среднем на один день раньше. Даже те, которым синий цвет не нравится.
Мы можем обращаться к исследованиям и доказательной базе, хотя очевидных лидеров мнений или ассоциаций по салютогенному дизайну у нас пока нет. Но все-таки, если будет доказано, что полукруглые стены лучше влияют на самочувствие, мы будем проектировать такие стены. Тут я, конечно, специально выбираю смешные примеры.
Салютогенный дизайн включает в себя все инфраструктурные изменения, которые могли бы повысить уровень позитивного самоощущения пациентов и улучшить их здоровье – от цвета стен до общего удобства.
Фото пресс-службы Городской клинической больницы №7 им. М.Н. Садыкова (г. Казань)
Зачем пациентам гулять вместе с врачами и местными жителями
В свое время, чуть раньше, чем по всей России, в республике Татарстан приняли программу благоустройства парков и скверов. Людям ведь в жизни важна не только зарплата, но, как мы уже поняли, и среда. И глава республики принял решение во всех крупных и малых городах обустроить ту самую среду, способствующую прогулкам на свежем воздухе – парки и скверы. Получилось загляденье, жители высыпали на улицы, возродилась культура прогулок.
Так в ходе программы решили привести в порядок «Малое Чайковое озеро» в Казани – маленькое и запущенное озерцо. Когда мы подходили к этому «снаряду», то само собой обратили внимание, что буквально в пятнадцати метрах от озера стоит огромная Городская клиническая больница №7 – более чем на тысячу коек. И подумали сущностно связать парковую территорию с больничной. Созвали лучших специалистов. Я очень благодарен мэру города Казани Ильсуру Метшину за внимание к этому проекту. Было принято решение создать вокруг озера общественное пространство сразу для нескольких целевых групп.
Во-первых, для пациентов больницы. Во-вторых, для ухаживающих за пациентами больницы – а это очень важно, ведь если ухаживающий изможден и в стрессе, он не может оказывать нормальную помощь близкому.
Для медицинских работников – людей, которые сегодня находятся в крайней степени эмоционального выгорания. Для студентов медицинских вузов, которые приходят в больницу и должны видеть, как правильно работать и как правильно отдыхать. И для жителей ближайших домов, ведь это не территория больницы, а парк.
Фото пресс-службы Городской клинической больницы №7 им. М.Н. Садыкова (г. Казань)
Для каждой целевой группы в парке должно было быть что-то свое. Например, в составе больницы работает реабилитационный корпус, там проходят реабилитацию люди после самых серьезных заболеваний (травмы, инсульты и другое). Мы сделали так, чтобы многие реабилитационные мероприятия можно было проводить в парке. Например, восстанавливается человек после операции, а ему рекомендуют больше ходить. А больше – это сколько? 10 километров каждый день? Или 6 метров уже хорошо? В парке появились разлинованные дорожки, чтобы человек, которому сказали пройти 15 метров, видел, что такое эти 15 метров, пока гуляет вдоль или вокруг озера.
Или, например, мы оборудовали специальную площадку, на которой могут заниматься на турниках люди с ограниченными возможностями здоровья. Все снаряды построены так, чтобы к ним можно было подъехать на коляске.
Мы сделали зону фитотерапии – посадили хвойные деревья. Туда заходишь – а там такой запах смолы. Это очень полезно пациентам с патологией органов дыхания.
Фото пресс-службы Городской клинической больницы №7 им. М.Н. Садыкова (г. Казань)
Мы сделали бабушкам – и пациенткам, и ухаживающим – огород. Там они могут что-то посадить, покопать, проредить грядки, в общем, заняться тем, чем многие занимаются каждый день на своих участках. Особенно это важно для тех, кто приезжает из сел и деревень. А еще это развивает мелкую моторику, что тоже для нас очень полезно.
Но не бывает удовлетворенного пациента без удовлетворенного врача. Поэтому там есть две площадки для врачей, чтобы они могли выйти и поиграть в футбол, баскетбол или другие игры. Есть пространство для йоги в равной степени и для пациентов, и для врачей.
Ну и в конце концов, озеро называется чайковым, потому что там живут чайки и другие птицы. Так что любой сотрудник больницы в обеденный перерыв может взять стаканчик кофе, сделать кружок вокруг озера и покормить птиц. Это на самом деле помогает человеку снова встать на нужные рельсы.
Еще одна группа, для которой задумывался парк, это дети. Раньше ведь навещать близких в больницах с детьми было нельзя, их просто не пускали. А сегодня при больнице есть замечательная детская площадка, где можно прыгать, бегать и играть, пока взрослые общаются с пациентом.
Фото пресс-службы Городской клинической больницы №7 им. М.Н. Садыкова (г. Казань)
Но самое главное, мне кажется, это то, что в парке пациенты гуляют вместе с жителями города. Выходят с капельницами, с дренажами, на колясках и гуляют с другими людьми. И для всех это нормально, с момента открытия парка я не слышал ни одной жалобы. В этой социализации я вижу нашу главную победу.
А потом наш парк занял третье место в Международной премии городских инноваций Гуанчжоу, забрав приз зрительских симпатий. За него проголосовало больше полумиллиона человек, а всего на премию подавали 274 проекта из 54 стран. Я считаю, это подтверждает, что мы двигаемся в правильном направлении.
Что нужно, чтобы все больницы и поликлиники были удобными
Формально развитию салютогенного дизайна в нашей медицине ничего не мешает. Но нам нужно перестать относиться к медицинским учреждениям как к месту, в котором только лечат конкретную болезнь. К примеру, вырезают аппендицит и все. Нужно понять, что ментальное здоровье серьезно влияет на физическое, и тогда у нас кругом будут салютогенные больницы и поликлиники. Так что во многом это вопрос понимания со стороны руководства медицинских учреждений. Что им важно? Только скорость и эффективность оказания услуг? Или еще комфорт и сервисность? О том, как важны сервис и пациентоцентричность, уже сообразила частная медицина. Но я должен сказать, что и государство не отстает, нам не стыдно за объекты, которые сдаются сегодня в государственной системе здравоохранения.
Фото пресс-службы Городской клинической больницы №7 им. М.Н. Садыкова (г. Казань)
Недавно мы сдали самую большую в Казани поликлинику в микрорайоне Салават Купере. В нее заходишь – а на стенах QR-коды, по которым дети могут посмотреть народные сказки. Дальше на каждом этаже игровые зоны, чтобы дети не цепенели перед кабинетом врача, а отвлекались и игрались.
А кто в поликлиниках обычно больше всего переживает? Мамы пациентов. Для мам сделали кафе, где можно попить кофе. А потом посмотреть телевизор, чтобы отвлечься и не накручивать себя. Это дает определенное чувство спокойствия. А врачам это и нужно – чтобы пациенты не переживали и понимали, что все будет хорошо, а они в руках профессионалов.
Сакрализация медицины сегодня уходит на второй план, пациенты больше не считают, что в поликлинике люди в белых халатах совершают какое-то таинство. Благодаря современным технологиям пациенты приходят в больницу, предварительно прогуглив все симптомы и наметив себе диагноз. И они не должны бояться поликлиник.
Я не сомневаюсь, что развитие салютогенного дизайна в медицине – это лишь вопрос времени. У нас уже есть очень крутые проекты строительства и капитального ремонта медицинских учреждений. И остановить эту машину уже невозможно.
Фото пресс-службы Городской клинической больницы №7 им. М.Н. Садыкова (г. Казань)
А если хочется больше узнать про салютогенный дизайн, можно просто вбить соответствующий запрос в интернете. Но к статьям все-таки нужно относиться с определенной долей скепсиса, проверять, какие исследования там проводились, какая у них доказательная база. Лет десять назад, когда я этим заинтересовался, я так и поступил. Но старался выискать принципы, основанные на доказательной медицине, гарантированно работающие во славу здоровья населения. А буквально в последние годы стали появляться и книги. Выделю три достойных:
Ecological and Salutogenic Design for a Sustainable Healthy Global Society, редакторы – Alan Dilani, Ken Yeang;
The Handbook of Salutogenesis, редакторы – Maurice B. Mittelmark, Georg F. Bauer, Lenneke Vaandrager, Jürgen M. Pelikan, Shifra Sagy, Monica Eriksson, Bengt Lindström, Claudia Meier Magistretti;
Salutogenic Urbanism, редакторы – Architecture and Public Health in Early Modern European Cities Mohammad Gharipour, Anatole Tchikine.
Последняя из них переносит термин салютогенеза из больничных палат в городское пространство. Ведь если мы говорим о том, что здоровье населения – один из основных приоритетов государства, салютогенный дизайн нужен не только в медицинских учреждениях. Среда, которая позволяет людям поддерживать свое здоровье и улучшать его, должна быть повсеместной.
Фото пресс-службы Городской клинической больницы №7 им. М.Н. Садыкова (г. Казань)