Как рассказать ребенку о диагнозе: советы родителям
Разговор о болезни c ребенком – одно из самых трудных испытаний для родителей. Решиться на него непросто. Однако замалчивание может нанести не меньший, а порой и больший вред. Почему ребенок имеет право знать о своем диагнозе и как говорить с ним об этом – рассказывает заведующая кафедрой специальной психологии и реабилитологии МГППУ Юлия Куртанова.
Влияние болезни на психику ребенка
Тяжелое заболевание влияет не только на физическое состояние ребенка, а затрагивает все ключевые сферы его развития. У детей могут снижаться функции внимания, памяти, замедляться продуктивность мышления, что напрямую сказывается на способности к обучению. Эмоциональные последствия не менее значимы: тревожность и страхи могут привести к депрессивным переживаниям и развитию чувства вины. Кроме того, ребенок может потерять интерес к играм, увлечениям, учебным и развивающим занятиям, стать пассивным. Важно помнить и о социальной стороне: заболевание нарушает его связи с ровесниками, усложняет общение в семье.
В этой ситуации очень важно открыто говорить о диагнозе и вовлекать ребенка в процесс лечения – только так можно дать ему необходимую психологическую поддержку и опору.
Молчание не защищает – оно лишает ребенка самого важного: эмоциональной поддержки близкого человека. Накопленные чувства могут перерасти в тяжелые состояния – вплоть до депрессии, которая ухудшает не только психоэмоциональное состояние, но и сам прогноз лечения. Если же ребенок знает о том, что с ним происходит, он понимает цель лечения, может участвовать в процессе, задавать вопросы и получать ответы, а не додумывать их самостоятельно. В подростковом возрасте это знание позволяет строить планы, выбирать будущее, сохранять ощущение контроля над жизнью.
В семьях, где с детьми честно обсуждают диагноз, у ребенка формируется реалистичное, но не катастрофичное отношение к болезни. Он не чувствует себя «виноватым» или «другим», потому что видит, что его чувства важны, что взрослые ему доверяют и он не один в этой ситуации.
С детьми в возрасте 3–6 лет лучше говорить максимально просто, без сложных формулировок и терминов. Достаточно объяснить, что ребенок болеет, а врачи помогают ему выздороветь. Можно использовать образы: «тело как сломанная машинка, которую нужно отремонтировать». Главное – говорить честно, но в доступной форме.
С младшими школьниками уже можно обсуждать больше подробностей, опираясь на их опыт. Например, объяснить, что прием лекарства помогает избавиться от боли в животе, когда печень нездорова и ей нужна помощь.
Подросткам важно понимать не только суть диагноза, но и знать, что взрослые доверяют им сложную информацию. Необходимо научить их не зацикливаться на болезни, не замыкаться в себе и сохранять интерес к жизни, учебе, хобби, общению. Уместно использовать основные медицинские термины, но важно следить, чтобы интерес к болезни не перерос в болезненное состояние, при котором подросток фиксируется на заболевании и без конца ищет в интернете новую информации о нем.
Как подготовиться к разговору и что важно учитывать
1. Выберите момент. Разговаривать лучше без посторонних. Диалог должен проходить в доброжелательной, спокойной атмосфере, где ребенок чувствует себя в безопасности.
2. Будьте спокойны и выдержанны, постарайтесь не показывать свою тревогу. Иначе ребенок поймет, что ситуация критическая.
3. Проявите максимум участия. Даже если новости тяжелые, покажите: вы рядом. Объясните, что лечение – это путь к улучшению состояния, и вы пройдете его вместе.
4. Говорите поэтапно, давайте информацию дозированно, то есть обсуждайте то, что актуально именно сейчас.
5. Не пугайте. Избегайте фраз: «никогда больше» или «ничего уже не будет». Вместо жестких формулировок вроде «ты больше никогда не пойдешь на танцы», лучше говорить мягче: «сейчас придется сделать перерыв, а потом мы подумаем, как вернуть это в твою жизнь».
Поддержка семьи – важнейший ресурс для ребенка, который переживает болезнь или сложную ситуацию. Но важно не только быть рядом, но и понимать, как именно помогать. Вот несколько подходов, которые могут пригодиться:
1. Дайте ребенку возможность справиться с трудной ситуацией
Будьте рядом, не отстраняйтесь. Обнимите, скажите: «Я вижу, как тебе трудно. Я с тобой». Иногда возможность поплакать в маминых объятиях – уже шаг к восстановлению.
2. Формируйте эмоциональную грамотность
Научите ребенка замечать и называть свои чувства. Вместо «все плохо» – «мне грустно, потому что...» или «я злюсь, потому что...». Это помогает эмоциям не накапливаться внутри.
3. Информируйте
Страх перед неизвестным – самый сильный. Объясняйте, что происходит: «Тебе будут делать анализ крови. Это может быть неприятно, но не больно. Я буду рядом».
4. Помогайте проживать эмоции
Не запрещайте плакать, не обесценивайте чувства. Вместо фразы: «ну чего ты ревешь» лучше сказать: «Понимаю, что тебе сейчас страшно. Давай вместе подумаем, как можно с этим справиться».
5. Используйте техники самопомощи
Предложите ребенку попробовать:
-
дыхательные упражнения («надуем воображаемый шарик» – глубокий вдох и длинный выдох),
-
техники расслабления (музыка, теплая ванна, любимый плед),
-
отвлекающие действия (рисование, сказка, игра, просмотр мультика).
Психолог может быть полезен на любом этапе: сразу после постановки диагноза, в период адаптации, при лечении и особенно – после него, когда возникает страх рецидива или признаки посттравматического расстройства. Иногда помощь нужна и самому родителю, чтобы справиться с тревогой, чувством вины и усталостью.
Для жителей Москвы доступна бесплатная помощь в городском психолого-педагогическом центре. Также можно обратиться в крупные медицинские учреждения или фонды, поддерживающие семьи с тяжелыми диагнозами.
Открытый разговор о болезни – это не просто необходимость. Это форма любви, заботы и уважения к ребенку. Сказать правду бывает трудно, но именно это позволяет ему почувствовать: я не один, мне доверяют, со мной рядом сильные взрослые, которые помогут пройти даже через самые тяжелые испытания.
Резюме