Как игровые комнаты в больницах помогают детям легче справляться с болезнью и стрессом?
Миша усаживается в кресло-колесо – на мягких подушках удобно сидеть и лежать, а еще здесь интересно представлять себя в домике или космическом аппарате. Здесь совсем не страшно. Рядом Артем строит свою крепость из мягких кожаных блоков, Ксюша что-то рисует на мольберте, а Настя деловито раскрашивает картонный замок с единорогами. Комната, где любят собираться дети, не похожа на все остальные, что есть в больнице. Это игровая. Ребята приходят сюда по несколько раз в день – лежать в палатах грустно и скучно, а здесь у каждого есть занятие по душе и свой крошечный мир, где нет места страху и болезни.
Такие игровые пространства в российских больницах – пока редкость. Благотворительный фонд «Жизнь как чудо» помогает благоустраивать их в клиниках и перинатальных центрах по всей России. Этот проект зародился два года назад в Центре трансплантологии им. ак. В.И. Шумакова, где появились первые детские комнаты для ребят, которые проходят длительное лечение. С того времени фонд открыл уже 19 игровых пространств в 8 городах России: Москве, Люберцах, Грозном, Санкт-Петербурге, Оренбурге, Орске и Туле.
Российский научный центр хирургии им. ак. Б.В. Петровского, Москва
Чтобы понять, как должна быть устроена детская комната в больнице, команда фонда уточнила пожелания врачей и родителей, изучила лучшие российские и западные практики, погрузилась в идеи нейроархитектуры и доказательного дизайна. Однако определяющей идеей проекта стала концепция салютогенного (оздоровительного) дизайна.
Термин «салютогенез» был введен социологом Аароном Антоновским, который исследовал, как люди сохраняют здоровье в условиях стресса, и выяснил, что пространства, в которых мы проводим большое количество времени, влияют на наше самочувствие и благополучие. Определенные условия даже для человека в стрессе могут служить оздоравливающим фактором и помогать справляться с трудностями.
«Благодаря научному подходу игровые комнаты – это не просто красивая мебель и игрушки, а возможность снизить градус тревожности у детей и ускорить их выздоровление», – поясняет руководитель проекта «Детские игровые пространства» Марина Дубовицкая.
Национальный медицинский исследовательский центр трансплантологии и искусственных органов им. ак. В.И. Шумакова, Москва
Оздоровительному дизайну и его влиянию на состояние пациентов посвящено множество исследований. В 2022 году ученые Университета Билкент (Турция) показали, что салютогенный дизайн улучшает настроение пациентов как минимум на 15-20%. А в Королевской детской больнице Мельбурна выяснили, что наличие окон с видом на природу помогает детям восстанавливаться на 20% быстрее, чем в помещениях, где окна выходят на городскую среду.
Согласно исследованиям Алана Дилани – мирового эксперта по салютогенному дизайну – использование оздоровительных элементов в архитектуре больницы, в отличие от традиционных больничных условий, способно снижать уровень стресса, тревожности и депрессии.
Областная детская клиническая больница, Оренбург
У салютогенного дизайна есть несколько простых принципов, которые команда фонда старается учитывать при проектировании детских комнат в больницах.
Безопасность – одно из главных требований врачей и родителей. У столиков, стульев и тумбочек нет острых углов и граней, о которые может пораниться ребенок.
Вся мебель и игрушки созданы из качественных натуральных материалов: дерева и экокожи, которые можно регулярно дезинфицировать медицинским антисептиком. В дизайн комнаты обязательно включаются элементы с изображением природы: магнитные доски в виде облаков или книжные стеллажи в форме деревьев.
Тульская детская областная клиническая больница
Известно, что цветовое решение также оказывает воздействие на эмоциональное состояние ребенка, поэтому в детских комнатах используется светлая мебель и спокойные гендерно-нейтральные цвета с несколькими яркими элементами для привлечения внимания ребенка. Нежные розовые, желтые, мятные, голубые и зеленые оттенки успокаивают, акцентные цвета, наоборот, ободряют и стимулируют творческое мышление, фантазию и располагают к общению.
«Ребенок, проходящий длительное лечение, постоянно находится в стрессе. Чтобы снизить уровень тревоги, мы помогаем детям присвоить себе пространство: построить свой мир из больших кубиков, повесить на магнитных досках любимые рисунки или изображения героев из сказок и мультфильмов. А еще мы покупаем в комнаты наборы игрушечных медицинских инструментов, чтобы дети посредством игры могли примерить на себя роль доктора и успокоиться», – говорит Марина Дубовицкая.
Детская городская больница, Орск
Еще один важный принцип – учитывать возраст детей и их интересы. Если комната создается для малышей, у нее одно наполнение, если для ребят постарше – другое. Когда аудитория смешанная, пространство разделяется на зоны.
Для стимулирования общения оздоровительный дизайн предполагает создание специальных зон, поэтому в детских пространствах много столиков, за которыми дети вместе играют в настольные игры, рисуют, читают книги. Попадая в игровую комнату, ребята начинают знакомиться и дружить.
«Для нас большой вызов – создавать пространства для подростков. Повзрослевших ребят непросто отвлечь от гаджетов, но все же мы стараемся это делать: привозим интересные настольные игры, аэрохоккей, устанавливаем большие экраны для кинопросмотров. Также учитываем, что подростку необходимо личное обособленное пространство, поэтому мы ставим пуфики, чтобы дети, когда захотят, могли сесть не на общий диван, а на отдельно стоящий пуфик», – говорит Марина Дубовицкая.
Республиканская детская клиническая больница им. Е.П. Глинки, Грозный
Для оценки влияния детских пространств на психоэмоциональное состояние ребенка и родителя фонд «Жизнь как чудо» в партнерстве с Институтом лидерства и управления здравоохранением Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (Сеченовский Университет) запустили социологическое исследование «Дизайн детских игровых пространств в медицинских организациях как элемент пациентоориентированности в системе охраны материнства и детства». Для этого проводится интервью и анкетирование врачей, родителей, медицинского персонала и самих маленьких пациентов.
«При создании новых игровых пространств мы используем экспертизу Сеченовского Университета и Московского архитектурного института, где акцентируется внимание на комфорте для ребенка, родителя и врача. Надеюсь, в перспективе такие пространства мы будем проектировать не только для детей, но и для взрослых, чтобы родители и врачи тоже могли отдыхать, набираясь сил», – говорит Марина Дубовицкая, руководитель проекта «Детские игровые пространства».